- Моцарт и Сальери
сцены. Первоначальные наброски сделаны еще в Михайловском. Написаны вполне в конце 1830 г., напечатаны в "Северных цветах" за 1832 г. В том же году появились на сцене Петербургского Большого театра в бенефис Брянского. Катенин возражал против "несправедливого обвинения" Сальери — отравления им Моцарта. На него драма Пушкина производила такое же точно впечатление, "какое производит искусный адвокат, поддерживающий несправедливое обвинение". Позднее, в 1833 г., Пушкин занес в свои заметки: "В первое представление Дон-Жуана, в то время, когда весь театр безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист: все обратились с изумлением и негодованием, а знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет восемь тому назад". Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он, будто бы, в ужасном преступлении, в отравлении великого Моцарта. — Завистник, который мог освистать Дон-Жуана, мог отравить его творца" ("Заметки" П.). По мнению Белинского, "М. и С." —целая трагедия, глубокая, великая, ознаменованная печатью мощного гения, хотя и небольшая по объему. Ее идея — вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения.
Моцарт. — Сальери. — Скрипач. — Слепой.
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.